Лицензия № ЛО-23-01-011146 выдана министерством здравоохранения Краснодарского края на осуществление медицинской деятельности 28 марта 2017 года бессрочно.

УПРЯМСТВО: ОТ ПРОТИВОСТОЯНИЯ К ПОНИМАНИЮ

Сложным моментом темы, посвященной детскому упрямству, является кажущаяся понятность самого слова "упрямство". Как правило, каждый из нас вкладывает в это слово свое понимание. В нем как будто уже содержится некоторый отрицательный оттенок, недовольство поведением детей, которое мы называем упрямым. Но именно в том, как мы называем то или иное поведение, стоит проявлять осторожность. Довольно часто мы смешиваем понятия настойчивости, целеустремленности и упрямства. И в этом случае своими действиями, реакциями мы можем затруднять развитие самостоятельности, инициативности ребенка, а эти качества, согласитесь, важны для будущего наших детей.

У каждого свой запас терпения и спокойствия, поэтому одинаковое поведение детей для одних может быть невыносимым, а для других — просто доставляющим мелкие неудобства. И конечно же, упрямство может и раздражать, и утомлять, и обижать, и злить, и огорчать. Особенно вероятно возникновение такого рода чувств, когда дети в своей настойчивости и "упертости" не считаются ни с интересами, ни с возможностями взрослых, ни с требованиями ситуации (например, на улице очень холодно, а ребенок категорически не хочет надевать шапку).

Таким образом, степень упорства ребенка в настаивании на своем может быть разной; взрослые, в силу своего состояния (усталый и раздраженный или доброжелательный, довольный, отдохнувший), могут по-разному воспринимать поведение детей; требования ситуации могут различаться, и, однако, можно выделить характеристики, свойственные упрямству. Упрямому поведению присущи категоричность, нежелание слышать и понимать другого человека, считаться с интересами, возможностями, желаниями других людей и требованиями ситуации.

Поскольку упрямое поведение детей часто доставляет нам как минимум неудобство, давайте вместе рассмотрим, каким образом мы, взрослые, можем вести себя, чтобы не ущемлять своих интересов, но и принимать проявления самостоятельности, индивидуальности наших детей.

В психологии существуют представления о причинах упрямства и возрастных периодах, когда дети упрямятся особенно активно. Я предлагаю ознакомиться с этой информацией, так как она поможет нам понять, что же стоит за проявлением уп­рямства.

В развитии детей существуют возрастные периоды, когда желание настаивать на своем, делать наперекор другим (особенно взрослым) усиливается. Это связано прежде всего с так называемым кризисом трех лет и подростковым возрастом. В это время желание делать многое, если не все, по-своему, самостоятельно столь сильно,

что любые действия со стороны взрослых, противоречащие ему, вызывают реакции протеста. Поведение ребенка определяет девиз "Я сам!". Несмотря на то, что все дети проходят через периоды возрастных кризисов, у одних они протекают в мягкой форме и довольно быстро, другие же переживают их остро, бурно, с сильным обострением отношений с родителями, причем процесс этот может затянуться на долгое время. Как будет протекать кризис, зависит от особенностей ребенка, но и от взрослого зависит немало. Как показывают исследования, мягче эти периоды проходят в семьях, где взрослые проявляют уважительное отношение и интерес к мнению ребенка, его точке зрения, где часто звучат вопросы: "Как ты думаешь?", "Что было бы тебе интересно?", "А как считаешь ты?" и т.д., а также где ребенку время от времени предоставляют возможность выбора. Например, родители планируют провести часть выходных с ребенком вне дома. В этом случае про­явлением уважительного интереса к ребенку может быть обсуждение с ним возможных вариантов совместного отдыха: "Куда бы тебе больше хотелось пойти: в кино, в зоопарк или погулять в лесу?"

Детское упрямство может вызываться чувствами обиды, злости, гнева, обращенными к родителям. В этом случае оно выступает как средство мести, когда ребенок поступает вопреки, "назло" взрослым. Такое поведение может свидетельствовать об имеющемся в настоящее время кризисе в отношениях между родителями и ребенком, о каком-то конфликте в этих отношениях. Поскольку, как правило, речь в подобных случаях идет о конкретных причинах, уместно обсудить их с психологом в индивидуальном порядке, придя к нему на консультацию.

Упрямство — это доступная для ребенка форма заявления о себе, о своих желаниях, чувствах. Бывает, что складывается парадоксальная ситуация: ребенок заявляет о своих желаниях через выражение нежелания. Осознавать свои желания и выражать их в понятной для окружающих форме — непростая задача для ребенка. Чем могут помочь ему взрослые? Наверное, если в семье часто звучит вопрос о том, чего хочет ребенок, что ему нравится или, напротив, не нравится, то ему проще научиться понимать себя и подавать понятные сигналы окружающим.

Ситуации проявления детского упрямства сложны еще и потому, что в них есть нечто, что вызывает у взрослых очень сильную эмоциональную реакцию. Часто мы бываем столь сильно вовлечены эмоционально в ситуации, где проявляется упрямство детей, что уже не можем спокойно проанализировать их, найти какое-либо здравое, разумное решение. Что делает эти ситуации столь сложными для взрослых и особенно для родителей? Возможно, дело в том, что в детском упрямстве многие взрослые усматривают вызов собственной компетентности воспитателя, угрозу своему авторитету в глазах ребенка. И именно это об­стоятельство подогревает наше желание бороться с упрямством. Когда все силы направлены на борьбу, очень трудно разобраться в причинах того, почему ребенок ведет себя подобным образом. В этом случае появляется опасность потерять из виду самого ребенка, потому что все внимание сосредоточивается на целях, которые взрослый ставит перед собой. Цели могут быть самыми разными, например: "Я докажу, что я сильнее (умнее, старше и т.п.)", "Я должен заставить ребенка понять, что родителей надо слушаться", "Я докажу себе (родственникам и прочим окружающим), что я компетентный родитель и справляюсь с ребенком". Цели разные, но в них есть общая черта: ребенок становится средством их достижения. Когда мы, взрослые, стремясь доказать свою компетентность, упорно настаиваем на своем, то в этом пресловутое упрямство проявляется не меньше, чем у наших дети. Таким образом, получается замкнутый круг, где упрямое поведение одного человека порождает и поддерживает подобные реакции у другого.

Какие чувства могут возникать у взрослых, когда упрямятся дети, нам более или менее понятно, а что может чувствовать ребенок, когда его заставляют делать что-то, чего он не хочет, борются с его упрямством?

Давайте проведем маленький эксперимент и отправимся в небольшое путешествие в свое собственное детство. Это задание надо выполнять молча, сосредоточившись на своих воспоминаниях, если хотите, можете на время закрыть глаза. Вспомните, пожалуйста, свою детскую ситуацию, когда вам очень сильно чего-то не хотелось, вы упрямились, но взрослые не считались с вашим "не хочу". Это может быть какая-то конкретная ситуация, бывшая всего раз в жизни или раз за разом повторяющаяся. Вспомните, где это происходит, сколько вам лет. Вспомните, как взрослые заставляли вас делать, что-то так, как они считали нужным, что они говорили при этом.

А теперь давайте вернемся в настоящее время. Через призму своих воспоминаний бывает легче понять и разглядеть собственного ребенка. Я обозначу некоторые чувства, которые может испытывать ребенок, когда идет борьба с его упрямством, и если у вас возникнет желание добавить что-то к списку этих чувств, вы сможете это сделать. Часто дети воспринимают борьбу с их упрямым поведением как борьбу с ними самими, они могут чувствовать беспомощность, ненависть, грусть, жалость к себе, обиду, злость, страх (что-то еще?)... У ребенка в этот момент могут возникать разные желания: пошалить еще, ударить родителя, сломать что-либо, убежать и спрятаться, плакать, кричать и другие...

Грустная картина, и она дает еще одно подтверждение о бессмысленности борьбы с упрямством. Бессмысленности оттого, что в этой борьбе нет победителей, скорее есть пострадавшие стороны. Давайте поговорим о том, какие шаги с нашей стороны могут способствовать переходу от противостояния к взаимопони­манию.

Итак, если ребенок упорствует в своем нежелании делать что-либо, имеет смысл уточнить, расспросить, чего именно он не хочет. Доброжелательные вопросы со стороны взрослого дают ребенку возможность почувствовать, что его хотят понять, а это не что иное, как первый шаг к диалогу.

Чаще всего за "не хочу" прячутся либо какие-то опасения, страхи, либо желания ребенка. Если это опасения, то он прежде всего нуждается в поддержке, и, получив ее, вероятно, сможет с помощью родителей преодолеть свое "не хочу", которое в этом случае скорее означает "не могу". Если страхи сильно выражены, то следует дать ребенку возможность не делать того, что вызывает такое серьезное затруднение. Подобное принятие и понимание усиливает в детях чувство защищенности и со временем приводит к ослаблению страхов, опасений.

Если за нежеланием делать что-то стоят какие-то другие желания, то надо понять, чего же хочет ребенок. Это непростая задача, поскольку, как уже упоминалось выше, детям сложно осознать свои желания, они часто ощущают их как неопределенное беспокойство, неудовлетворенность. Если ребенок говорит о своем желании, важно уточнить, действительно ли он хочет именно этого. Если ему сложно хоть как-то его сформулировать, то помогают прямые вопросы о том, чего он хочет, или предложение ребенку нескольких вариантов ответов на выбор, но не в утвердительной, а в вопросительной форме. Приведем пример подобного предложения: "Маша, ты сейчас хочешь послушать сказку, порисовать со мной, полепить из пластилина или что-то еще?" Этот вопрос задан в ситуации, когда девочка хочет что-то поделать вместе с мамой, но не ясно, что именно, и ребенок капризничает, раздражается. Обратите внимание на следующие моменты:

- набор предлагаемых вариантов формулируется в виде вопроса, а не утверждения или предложения;

- используется слово "сейчас", которое фокусирует внимание на желаниях, возникающих "здесь и теперь";

- родитель не предлагает исчерпывающий список возможных желаний, а интересуется мнением ребенка ("что-то еще?");

- прояснение желаний — это не допрос с пристрастием, самый важный результат заключается в ощущении ребенка, что им интересуются, его хотят понять.

Если ребенок настаивает на своем желании, часто вопреки разумным доводам со стороны родителей, то первый шаг заключается в прояснении, чего же он хочет, в выяснении конкретных подробностей.

Когда становится понятно, чего же хочет ребенок, не торопитесь выполнять его желание или, напротив отговаривать его (такой соблазн тем сильнее, чем более нереалистично желание ребенка, а желания могут быть самыми разными, вплоть до абсолютно фантастических).

Следующий шаг, — признание права ребенка на его желание. Обратите внимание, что признание права ребенка хотеть того, чего ему хочется, и соглашаться выполнять это желание — совершенно различные действия с совершенно различными последствиями. Как правило, родители не задумываются над этой разницей и не всегда сразу понимают ее.

Я хочу предложить вам еще один небольшой эксперимент, он поможет вам почувствовать это различие и понять, почему так важно признание права на желание. Я прошу вас подумать о каком-нибудь вашем желании. Важно чтобы оно было сильным, чем сильнее, тем лучше. Сильным и одновременно нереалистичным. Вы, как разумные взрослые люди, понимаете, что это невозможное желание. Удалось? Отлично! А теперь забудьте на время

о том, что желание нереально, и сосредоточьтесь на самом желании. Представьте его как можно более подробно, конкретно, возможно, вы увидите место, где оно исполняется, ощутите, как это происходит. Какое у вас при этом настроение, что вы чувствуете? А теперь закройте глаза и отнесите те слова, что я вам сейчас скажу, на свой счет, применительно именно к вашему желанию. (Очень важно, чтобы интонационно психологу удалось передать позитивно окрашенное отношение к возможным желаниям, которые представили себе родители.) "Как замечательно, что у вас есть такое желание..", "Хорошо, что у вас есть такое желание", "Здорово, что вы этого хотите" и т.д.

После этого необходимо выяснить, какой эмоциональный отклик вызвала у клиента такая реакция психолога. (Опыт практической работы показывает, что родители чаще всего говорят о следующих эмоционально окрашенных состояниях: "облегчение оттого, что поняли, что не восприняли желание как нелепое"; "радость, спокойствие", "легкость на душе", "очень приятное, светлое чувство", "дружеское расположение", "чувствую, что не одинока, что меня понимают", "уважение к себе и симпатию к вам".) Обратите внимание: когда мы чувствуем, что кто-то признает наше право на то или иное желание, то на первый план выступает состояние радости, легкости, а также возникает или усиливается расположенность к диалогу, сотрудничеству. Опираясь на свой опыт, нам, взрослым, бывает легче понять ценность принятия, признания права на желания для ребенка.

Когда желание ребенка обозначено, конкретизировано, когда родитель обозначил свое принятие этого желания и права ребенка на него, становится возможным конструктивное обсуждение его реализации.

Может быть, в процессе диалога обнаружится, что желание ребенка вполне реалистично, а у вас возникнет заинтересованность в его реализации, так как вы поймете, в чем значимость этого желания для ребенка, и перестанете воспринимать его как прихоть или каприз.

Даже если исполнить желание ребенка в том виде, как он себе это представляет, сложно, это, может быть, реально сделать в модифицированном виде. Состояние ребенка вполне располагает к конструктивному обсуждению вариантов воплощения его желания, при этом имеет смысл обсуждать с ним и то, что нужно сделать ему и вам, чтобы желание исполнилось.

Иногда желание вполне реалистично, но выполнить его можно не сразу, а только через некоторое время. В этом случае надо поговорить о том, когда это будет возможно, обсуждая не абстрактное "потом, когда-нибудь", а вполне конкретное "когда". При этом имеет смысл предложить в ситуации "сейчас" замещающую деятельность, интересную для ребенка. Важно, чтобы, определяя конкретное "когда", вы учитывали свой реальный потенциал, так как нарушение договоренности с вашей стороны может привести к возникновению или усилению недоверия со стороны ребенка к вашим словам.

Конечно, существуют невозможные желания (сложно превратить зиму в лето, достать луну с неба). Не все подвластно нам в реальности, но мы все можем делать в стране фантазии. Предложить ребенку помечтать о его желании, эмоционально прожить его, представить, как бы это могло быть, — Действенный способ удовлетворения желания в воображении. Иногда это доставляет детям не меньше удовольствия, чем реализация желания в действительности.

Это далеко не полный перечень приемов, используемых на этапе конструктивного обсуждения с ребенком возможностей реализации его желаний.

Можно только сказать: "Или что-то еще..."

Что значит "быть чувствительным к миру ребенка"? Это значит давать работу глазам и ушам, то есть видеть ребенка, слышать, что и как он говорит. При всей банальности и очевидности этой фразы в реальном взаимодействии с нашими детьми у нас значительно расширяются возможности для того, чтобы строить отношения с ними на основе взаимопонимания.

 

Начальная школа

"Первый раз в первый класс": адаптация первоклассников к школе

Мы все с волнением и нетерпением ожидаем того дня, когда наш ребенок пойдет в первый класс, станет школьником. Это важное событие в его жизни, но оно не менее значимо и для нас. Особенности адаптации ребенка к школе во многом зависят от нашего поведения, и в наших силах сделать так, чтобы этот процесс прошел для него наиболее безболезненно.

Обычно от поступления ребенка в школу мы ожидаем очень многого. Нам кажется, что первого сентября ребенок, как по волшебству, изменится, станет настоящим первоклассником. Он будет с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги, интересоваться учебой, а не игрой. Порой, искренне , желая ребенку добра, мы говорим: "Ты уже совсем большой, а значит, должен интересоваться не игрушками, а учебой. Что ты все время играешь, лучше пошел бы почитал". Но что же происходит в реальности? Никаких волшебных изменений с ребенком не происходит. И второго, и третьего, и десятого сентября он остается все тем же вчерашним дошкольником. Ребенок изо всех сил старается соответствовать нашим требованиям, но у него это не всегда получается. И к стрессу первых школьных дней прибавляется боязнь не выполнить родительские наставления.

Важно, чтобы мы понимали: невозможно стать школьником в один момент. Должно пройти время, прежде чем наш малыш станет настоящим школьником. Адаптация ребенка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный. Первое время ребенок находится как бы на границе школьного и дошкольного возраста, и переступит он эту границу не сразу. Маленький первоклассник сочетает в себе школьника и дошкольника. Ребенку необходимо понять, в каких ситуациях он должен быть школьником (например, на уроке, во время приготовления домашнего задания), а когда он имеет право вести себя как дошкольник. Подобные требования реальны и абсолютно выполнимы для ребенка. Мы же должны предъявлять ему разумные ограничения в том, что касается учебы (понятно, что школа и домашние задания требуют все-таки школьных форм поведения и более серьезного отношения), и терпимо относиться к проявлению "дошкольничества".

Нам необходимо помнить, что ребенок имеет право на дошкольные формы поведения. Это значит, что не стоит осуждать его интерес к играм и игрушкам. Это абсолютно естественное занятие для вчерашнего дошкольника. Зачастую мы рассматриваем чтение и письмо как "серьезные", "нужные" занятия, тогда как игра представляется нам пустой тратой времени. Такое представление мы невольно передаем нашим детям, например, когда радуемся, увидев у него в руках книжку, и никак не реагируем на игрушку. Тем самым мы показываем ребенку, что школьником быть хорошо, тогда как дошкольником — плохо. А теперь давайте представим, каково в этой ситуации ребенку, который понимает: играть плохо, но так хочется, а вот учиться хорошо, но сил заниматься уже нет. Мы сами создаем ребенку конфликтную ситуацию, разрешить которую ему непросто. Ребенок либо отказывает себе в праве играть, либо мучается угрызениями совести, либо идет на конфронтацию ("Все равно буду!").

Избежать такой ситуации можно, признав игру естественным занятием первоклассника. Если мы активно поощряем его учебные успехи, важно поддержать и его игровую инициативу. Это значит, что мы не только говорим: "Какой молодец, взял книжку и читает!", но также и "Как же ты здорово умеешь играть!". Можно даже разрешить ему взять с собой в школу маленькую игрушку.

Для многих детей характерно некоторое усиление интереса к игре. Это естественное явление, помогающее, кроме всего прочего, снять напряжение. Игровая деятельность постепенно сойдет "на нет" с возрастом, но если стараться ее искоренить, это не принесет ребенку никакой пользы.

Очень важно опираться на желание ребенка учиться. Как правило, большинство детей идут в первый класс, горя желанием стать школьниками. Важно всячески поддерживать это желание. Если родитель искренне интересуется школьной жизнью ребенка, расспрашивает его о школе, делится своим школьным опытом, это, безусловно, укрепляет учебную мотивацию ребенка. И здесь возникает очень сложный вопрос: как относиться к школьным успехам и неудачам ребенка, как хвалить его или ругать?

Обучение в школе — это совершенно новая деятельность для ребенка. Для того чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными заданиями. На первых порах ребенку необходимо ощущение собственной успешности. Оно значительно облегчает трудности адаптации и способствует повышению учебной мотивации. Вот почему в первое время ему особенно важно поощрение.

Но хвалить первоклассника - это не просто называть его молодцом или умницей. Здесь есть несколько тонкостей.

Поощрение должно быть конкретным: мы хвалим не ребенка самого по себе, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности. Когда мы говорим ребенку: "Ты сегодня очень аккуратно написал буквы!", или: "Мне очень нравится хвостик у этой цифры!", ребенок получает информацию о том, что нужно делать, чтобы быть хорошим школьником, и понимает — для него это возможно. Если же мы говорим: "Умница, отлично!", то не очень понятно, за что ребенка хвалят, и ему трудно сори­ентироваться в том, какое поведение является одобряемым.

Бывает и так, что порой не знаешь, за что ребенка похвалить. В этом случае нужно найти что-то такое, что у него все-таки получается хорошо, пусть это всего лишь один крючок из прописей. И в том случае, когда у ребенка что-то не получается, обращаться к этому, чтобы помочь ребенку поверить в свои силы.

В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не

оценки, необходимо определиться прежде всего нам самим. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни.

Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаем нашим школьникам. Когда мы спрашиваем: "Как дела в школе? Что получил?", мы тем самым показываем, что нас интересуют прежде всего оценки. Зато вопросы "Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?" дают ребенку понять, что главное в школе — учение и общение.

Для многих детей отметка — это оценка не его работы, а его самого: "Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший". Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим.

Иногда нужно сказать ребенку, что оценивается не он сам, а всего лишь результаты его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спросить: "Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что — не очень?"

Если ребенок болезненно переживает из-за оценок, можно помочь ему, используя слово "зато", то есть постараться найти в работе какое-то достоинство. Хорошо, если это не просто утешение взрослого, а совместное с ребенком обсуждение задания. Например, это может выглядеть так: "Задачу ты решил неправильно. А что тебе удалось? Да, зато у тебя получились очень красивые цифры".

Конечно, школьная жизнь — это не только радостные моменты. Иногда ребенок бывает грустным, обиженным, рассерженным на школу, учителя, одноклассников. Важно дать ему возможность выразить негативные чувства. Если мы говорим: "Не расстраивайся, что ты злишься? Как ты можешь так говорить?" — мы тем самым усиливаем стресс и отдаляемся от ребенка. Первокласснику необходимо наше понимание. Если мы внимательно выслушаем его, признаем, что обучение в школе действительно может быть неинтересным или трудным, мы по­можем ребенку освободиться от гнетущих мыслей и чувств. Сказав ребенку: "Я вижу, ты расстроился. Тебе было обидно. Даже, наверное, в школу ходить не захотелось" — мы оказываем ему необходимую эмоциональную поддержку.

Начало обучения в школе для ребенка — это прежде всего большие нагрузки. Даже если ребенок посещал дошкольный лицей или ходил в детский сад, школьный режим для него внове. Необходимость следовать новым правилам поведения, сосредоточенно заниматься в течение урока, выполнять домашние задания — все это создает значительное напряжение для нервной системы ребенка. Часто первоклассник становится беспокойным, раздражительным, импульсивным или же вялым, сонным, малоподвижным, слезливым. Такое изменение поведения ребенка -1 скорее всего признак переутомления. Иногда ребенок сам говорит о том, что он устал. Как же можно избежать переутомления?

Прежде всего необходимо создать для ребенка щадящий режим. Если он привык спать днем, лучше сохранить дневной сон или хотя бы обеспечивать ему возможность краткого послеобеденного отдыха. Лучше ограничить виды деятельности, возбуждающе действующие на ребенка: посещение театра и цирка, приглашение гостей и нанесение визитов. Желательно ограничить также просмотр телевизора и время, проводимое за компьютером.

Если ребенок сильно устает, можно укладывать его пораньше. Хорошее воздействие оказывают расслабляющие ванны с солями или травами (пустырником, шалфеем.) Важно, чтобы ребенок бывал на улице. Желательно гулять с ним хотя бы немного каждый день. Если ребенок не спит днем, можно совершать прогулку после школы в середине дня.

В школе двигательная активность ребенка ограниченна. Поэтому очень важно дать ребенку возможность подвигаться во второй половине дня. Бег, подвижные игры, плавание, общефизическая подготовка хорошо помогают снимать напряжение.

И наконец, очень важно ограничить время приготовления уроков. Многочасовое выполнение домашних заданий не только не способствует усвоению материала, но и приводит к переутомлению. Время, отведенное на приготовление уроков, не должно превышать одного часа. Лучше, если ребенок занимается в течение получаса, после чего следует физкультминутка. Возможно, задание не будет выполнено идеально. Но давайте задумаемся, что для нас важнее: здоровье ребенка или одна безупречно написанная строчка? Быть родителями первоклассника действительно непросто. Бывает, что нам не хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ребенком. Порой мы забываем, как трудно осваивать совершенно новую деятельность.

Мне хочется предложить вам один простой эксперимент. Возьмите, пожалуйста, ручку и напишите: "Мой ребенок — первоклассник". Не правда ли, просто? А теперь возьмите ручку в другую руку и напишите ту же самую фразу. Посмотрите на эти две строчки. Как ровно и красиво мы пишем правой рукой, и как трудно и непривычно дается письмо, если мы перекладываем ручку в другую руку. Если вам покажется, что ваше терпение на исходе, что у вас больше нет сил заниматься с ребенком, вспомните, пожалуйста, это упражнение. Если же у вас возникнут какие-то учебные трудности, вы всегда можете обратиться к психологу, и мы вместе подумаем, как лучше разрешить возникшую ситуацию.


 

Ответственность населения

Ответственность населения при вызове СМП

Лица, допустившие в адрес диспетчера по приему вызовов скорой медицинской помощи оскорбления, угрозы, а также допустившие хулиганские действия в адрес медицинских работников скорой медицинской помощи, причинившие вред их здоровью или имуществу, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, осуществившие заведомо ложный вызов бригады скорой медицинской помощи к пациенту, не нуждающемуся в скорой медицинской помощи, привлекаются к административной ответственности в соответствии со ст. 19.13 КоАП РФ (штраф до 1500 рублей). Заведомо ложный вызов - это вызов (осуществленный устно, письменно, через других лиц) бригады скорой медицинской помощи путем сообщения умышленно искаженной, неправильной, недостоверной или неполной информации, к пациенту, не нуждающемуся в оказании скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме.

Новости

Программа «Если рядом нет врача»

По плану Комиссии по здравоохранению, физической культуре, социальной поддержке и качеству жизни граждан при общественной Палате МАО город Новороссийск  в рамках программы «Если рядом нет врача» 27 февраля 2018 года сотрудники ССМП провели занятие с работниками АО «Независимая энергосбытовая компания». Коллективу компании рассказали о необходимости знать и уметь оказывать первую помощь. Было отработано наложения кровоостанавливающих жгутов, шин и приемов сердечно-легочной реанимации на манекенах.

Участие в акции «Неделя здоровья школьников Кубани»

Станция скорой медицинской помощи в период с 12 февраля по 16 февраля 2018 года принимала участие в акции «Неделя здоровья школьников Кубани». Во время выездов в школы и гимназии, медицинские работники СМП демонстрировали учебный фильм по оказанию первой помощи, рассказывали о правилах оказания первой помощи, обучали учащихся практическим приемам оказания сердечно-легочной реанимации, остановке кровотечения, фиксации ушибов и переломов.

Вручение грамот работникам скорой медицинской помощи

Благодаря четкой и слаженной работе фельдшера по приему вызовов СМП и передаче их выездным бригадам СМП Богатовой Т.А., старшего врача Расуловой М.Н., работников выездных бригад СМП врача Шумакова А.А., медбрата Чупина Н.В., фельдшера Павлова Р.Ш., медсестры Клюевой А.В., врача Мурина А.Ю., фельдшера Сологдиновой Н.А., фельдшера Юдиной В.В. и фельдшера Касьян Н.В.  30 января 2018 г. была спасена жизнь семьи Новороссийцев и, в том числе малолетнего ребенка.

СМИ о деятельности Станции скорой медицинской помощи

Во время посещения Станции скорой медицинской помощи, Корреспондент газеты Новороссийский рабочий Марина Сергеева ознакомилась с возможностью учреждения обучать жителей Новороссийска первой помощи.  Для этого на ССМП созданы все условия: имеются высококлассные специалисты, прошедшие подготовку в краевом Центре медицины катастроф, учебный класс оснащен манекенами для проведения сердечно-легочной реанимации, необходимым медицинским оборудованием и учебными фильмами, получена лицензия на  образовательную деятельность.

Учеба сотрудников СМП

7 и 8 февраля на Станции скорой медицинской помощи проводилось занятие: «Соблюдение санитарно-противоэпидемического режима в лечебном учреждении». Под руководством главного фельдшера ССМП Ольги Филипповны Петрук рассматривались вопросы инфекционной безопасности в ЛПУ, предупреждения профессионального заражения медицинских работников инфекциями, передаваемыми с кровью, обработки и утилизации одноразовых инструментов и расходного материала.

Благодарят наших сотрудников

На имя главного врача МБУ «Станция скорой медицинской помощи» поступила благодарность от жителя Новороссийска Антонова Владимира Федоровича  фельдшерам ССМП Клименко Инге Гургеновне и Гасановой Наиде Гасановне за грамотные действия на догоспитальном этапе и своевременную госпитализацию в Региональный сосудистый центр.

         Мы признательны Владимиру Федоровичу за высокую оценку деятельности наших работников!

Мемориальная акция «Бескозырка – 2018»

3 февраля жители Новороссийска и многочисленные гости города почтили память черноморских десантников, которые высадились в ночь на 4 февраля 1945 года на берег бухты и вели ожесточенные бои более 7 месяцев.

        Коллектив Станции скорой медицинской помощи принял участие в акции памяти «Бескозырка – 2018».

Благодарят наших сотрудников

В МБУ «Станция скорой медицинской помощи» поступила благодарность от жительницы Новороссийска Щербаковой Лидии Ивановны   фельдшерам ССМП Тукину Денису Николаевичу и Бубликовой Ирине Сергеевне за чуткость и профессионализм.

         Мы признательны Лидии Ивановне за высокую оценку деятельности наших работников!

Подведение итогов работы ССМП в 2017 году

2 февраля состоялось общее собрание работников Станции скорой медицинской помощи. Были подведены итоги работы в 2017 году и определены задачи на 2018 год.

С докладами выступили: заведующий организационно-методическим отделом Станишевский С.Е., заместитель главного врача по медицинской части Никольская Л.А. и главный бухгалтер Степанченко Л.В. Были озвучены фамилии наиболее отличившихся работников.